Суббота, 19.07.2025, 09:38

Сайт учителя математики  Станогиной Натальи Владимировны

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Станогина Н.В. Диагностика учебных достижений школьников, обучающихся по специальным программам.

Диагностика учебных достижений школьников, обучающихся по специальным программам.


 

Н.В. Станогина

учитель математики ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата г.Костаная»

Костанайская область, г.Костанай


 

Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения процесса в связи с его продуктивностью [1].

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом.  Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию [2].

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операции: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения.

Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями, и развитии степени достижения целей обучения.

Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности [2].

Педагогическая диагностика уровня  знаний и умений  учащихся с ограниченными возможностями осуществляется в логической последовательности.

 1 этап. Предварительная диагностика уровня знаний обучающихся. Итогом 1 этапа педагогической диагностики является определение индивидуального образовательного маршрута ученика.

 2 этап. Текущая диагностика знаний и умений. После завершения текущей диагностики обязательно анализируются допущенные учеником ошибки,  причины их возникновения и пути преодоления трудностей в усвоении материала.

3 этап. Повторная диагностика знаний,  умений  проводится после коррекционного обучения или изменения траектории образовательной деятельности обучающегося вследствие недостаточного  или опережающего усвоения  им  программного материала по предмету.

4 этап.  Промежуточная диагностика учебных достижений учащихся осуществляется по окончании изучения блока или значительной темы курса, усвоение которой происходит  в течение  нескольких уроков.  Если ученик продемонстрировал  менее половины общего объема содержания темы в ходе промежуточной диагностики целесообразно  повторить  изучение материала, закрепить знания и умения ученика, прежде чем перейти к изучению следующего блока (темы).

5 этап. Итоговая диагностика учебных достижений является итоговым учетом усвоения знаний и умений учащегося, приобретенных им  в процессе обучения на соответствующей ступени (начальный, основной) [4].

Методы и формы педагогической диагностики учебных достижений школьников с ограниченными возможностями могут быть разными и зависят от специфики учебного предмета, содержания учебного материала, его сложности, целей обучения, уровня познавательных возможностей учащегося. Это могут быть – устный опрос, письменная контрольная работа, тестирование, перфокарты, компьютерная диагностика учебных достижений, индивидуальная и групповая самостоятельная работа, выполнение творческих и трудовых заданий и др.

Задания для предварительной, текущей, повторной диагностики знаний и умений учащихся  составляются учителем.

Диагностика – это установление факта достижения конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде. Проверочная работа состоит из четырех-пяти заданий. Два-три первых – это уровень стандарта. Успешное выполнение этих заданий свидетельствует о соответствии знаний ученика государственным требованием стандарта “удовлетворительно”. Их обязаны делать все учащиеся. Следующее задание – это уровень “хорошо”, последнее – “отлично”. Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по указанным трем уровнем.

Благодаря контролю между учителем и учащимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Мониторинг качества образования в коррекционных классах является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет  получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.

Первый уровень мониторинга - индивидуальный, персональный. Данный уровень реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель - ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося по конкретному предмету. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие воспитаннику найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.

Для этого каждый педагог разрабатывает свою программу (технологию) отслеживания образовательных достижений учащихся, которая позволяет:

  • выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
  • определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
  • скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.

Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися с ЗПР разработаны листы мониторинга, в которых отражаются общеучебные навыки, параметры (уровни) их усвоения, динамика обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга своевременно выявляются трудности конкретного ученика, испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются коррекционные планы [3].


 

Лист мониторинга по математике представлен в виде карты усвоения учебной программы (Таблица 1). Она заполняется по окончании каждой четверти.


 

Таблица 1. Карты усвоения учебной программы по предмету.


 

Карта усвоения учебной программы по математике

Класс __________________

Учитель_________________


 


 

Фамилия, имя ученика

Уровень усвоения учебного материала

ЗУНы, предусмотренные программой

1

2

3

4

5


 


 


 


 


 


 


 

         

В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить степень самостоятельности обучающегося при выполнении учебных заданий и качество усвоения воспитанником того или иного умения. В карту усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня:

5 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.

4 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.

3 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2 – 3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками.

2 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками.

1 уровень. Обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь.


 

Данные персонального мониторинга учитель обобщает в сводной таблице, позволяющей проследить динамику усвоения знаний обучающимися в течение учебного года (Таблица 2).


 

Таблица 2. Сравнительный анализ усвоения учебной программы по предмету.


 

Сравнительный анализ усвоения учебной программы по математике.

Класс ___________________

Учитель_________________


 

ЗУНы, предусмотренные программой

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

            


 


 


 


 


 


 


 


 

Данные  карты заполняются 5 раз в год:

- начало года;

- 1-я четверть;

- 2-я четверть;

- 3-я четверть;

- конец года.

Результаты обучения учащихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить количественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования.

Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми учащиеся уже владеют, о параметрах, которыми учащиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми учащиеся не владеют. На основании такого анализа создается программа дальнейших действий учителя.

Регулярный мониторинг деятельности учащихся позволяет отследить динамику развития обучающихся и проанализировать результат образования.


 


 

Литература.


 

  1. Горбатов Д. С. Критериально ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Воронеж, 1996 г.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - http://lib4all.ru/base/B3165/
  3. Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://korschool162.babyhost.ru/
  4. Технология гарантированного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/


 

Категория: Мои статьи | Добавил: S_H_A_D_Y (31.03.2014) | Автор: Станогина Наталья E
Просмотров: 2277 | Теги: ЗПР, инклюзив, коррекция, КРО, Статья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: