Суббота, 12.07.2025, 19:34

Сайт учителя математики  Станогиной Натальи Владимировны

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Станогина Н.В. Формирование мышления высокого уровня на уроках математики.

Формирование мышления высокого уровня  на уроках математики.


 

Станогина Наталья Владимировна

учитель математики СШ №22, г. Костанай,

специалист высшего уровня квалификации

первой категории


 

Мышление - переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.  Ценность представляет только продуктивное мышление, где течение мыслей, образов и ощущений целенаправленно, где происходит осмысление происходящего, рождение новых жизненных смыслов и решение жизненных задач.

Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности - произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас - автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И в глубине - базовые схемы и когнитивные убеждения, живущие в нас, как правило, бессознательно.

Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению - одна из главных задач обучения.

Важно стремиться к развитию у обучающихся мышления высокого уровня – т.е. умения мыслить критически.

Вовлечение учеников в процесс мышления высокого уровня и развитие у них навыков сотрудничества — две ключевые особенности, свойственные личностно-ориентированному обучению.  Именно формирование у обучающихся навыков мышления высокого уровня и есть основная задача обучения XXI века.

Ниже предлагается вариант создания заданий для урока математики. Такое упражнение позволяет обучающимся самостоятельно развивать навыки мышления высокого уровня, оставляя педагогу роль тьютора.  Достаточно частое использование аналогичных упражнений в контексте конкретных тем создает целостную систему развития критического мышления, позволяя педагогу достигать высоких результатов в  данном направлении.

Задание по теме «Трапеция»

Учитель формирует группы по 4-6  человек.  В каждой группе выбирается модератор, секретарь,  участники и докладчик.

Шаг 1. В течение 5-7 минут, работая индивидуально, познакомьтесь с материалом учебника по теме «Трапеция». Опишите данную фигуру, дайте ее определение, перечислите основные свойства.  Изложите данные факты  членам группы.

Очень важно, чтобы все участники группы разобрались с основными понятиями темы, поэтому обязательно проходит небольшое обсуждение в группе того, что было изучено.

Шаг 2.  Сделайте общий обзор изученного материала. Постарайтесь изложить его кратко, используя иллюстрации и опираясь на основные  понятия темы.

Докладчики внимательно слушают членов других групп, чтобы дополнять, а не повторять уже сказанное.

Шаг 3. Докажите, что у равнобокой трапеции углы при основании равны. Продемонстрируйте это на чертеже.

На 3 шаге группам предлагается задание стандартного уровня сложности, решение которого опирается только на изученные факты и пока не требует нестандартного мышления.

Шаг 4. Проанализируйте, сравните и сопоставьте свойства различных видов трапеции: произвольная, равнобокая, прямоугольная. 

Результаты внесите в таблицу, сформированную самостоятельно.

4 шаг предполагает развитие у обучающихся ОУУН, т.е. позволяет постепенно переходить к мышлению более высокого уровня.

Шаг 5. Придумайте и сконструируйте комбинированную фигуру, элементами которой являются все три вида трапеции. Найдите площадь данной фигуры, используя основную формулу площади.  Предложите свой вариант рационального определения площадей комбинированных фигур такого типа.

На этом этапе члены группы совместно создают мини-проект по теме и реализуют его в решении конкретной небольшой задачи.

Шаг 6. Вы интересуетесь свойствами различных веществ, смотрите познавательные программы по химии по ТВ.  Проводя домашний эксперимент по химии, Вы повредили крышку стола, которая имеет форму равнобокой трапеции. Подпалины и следы реактивов удалить не получается, необходима замена столешницы, но родители навряд ли с пониманием отнесутся к таким Вашим занятиям химией.   

Обсудите и решите данную проблему, используя материалы газеты частных объявлений или Интернет. Используя полученный опыт, составьте рекомендации «Что делать, если ты разбил стекло или сломал в доме мебель?»

6 шаг предполагает решение компетентностного задания, что позволяет проявить навыки мышления высокого уровня.


Список использованной литературы.

  1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Русская Редакция, 2009. – С. 386.
  2. Использованы материалы сайтов:

http://www.psychologos.ru/,

http://ru.wikipedia.org/


 

Категория: Мои статьи | Добавил: S_H_A_D_Y (31.03.2014) | Автор: Станогина Наталья E
Просмотров: 466 | Теги: Статья, мышление, математика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: